Авторизация

Конкурсы on-line

Подборки вопросов "Что? Где? Когда?":

Конкурс "25-й кадр", аудиоподборка № 3:

Конкурс "Киноснайпер":

Конкурс "25-й кадр", саундтрэки и кадры:

На знание творчества братьев Самойловых:

Конкурс "25-й кадр", аудиоподборка № 2:

Конкурс "25-й кадр", аудиоподборка № 1:

ВКонтакте

Реклама

Календарь


« Декабрь 2020 »
Mo Tu We Th Fr Sa Su
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Рубрики

Архив

Опыт организации кружка интеллектуальных игр в отдельно взятой школе

17.02.2017 от Cap

Три с половиной года назад я переехал в Нижний Новгород, но страсть к интеллектуальным играм, которой я заразился еще в Нижнем Тагиле, у меня никуда не пропала. Я быстро определился с командой и, по прошествии пары лет,  мы даже достигли некоторых значимых успехов. Однако, у меня появилось желание распространять интеллектуальные игры дальше, а именно среди подрастающей молодежи, и потому я решил организовать клуб интеллектуальных игр в обычной школе и тренировать школьников в спортивном ЧГК. Данная статья содержит мой личный опыт, перечень действий, проблемы и пути их решения, а также некоторые, подготовленные мною материалы. Статья будет полезна тем, кто собирается также организовать клуб интеллектуальных игр в школе.

 

 

 

Мотивация.

Что же меня побудило на столь непростой путь и заставило взвалить на себя дополнительные трудности?

Во-первых, спортивное ЧГК — это как наркотик, подсел сам и хочется подсадить другого. Хочется чтобы как можно больше людей поучаствовало в этом увлекательном движении. Хочется играть вместе с ними, играть против них. А потом вместе обсуждать вопросы, находить логику решений их и радоваться от правильного ответа.

Во-вторых, у меня была определенная цель пристрастить к интеллектуальным играм своего собственного сына. Старшая дочь не имеет предрасположенности к играм разума, она чисто творческий человек, мыслящий образами и эмоциями, я не жалею и  очень рад её гуманитарной направленности, тем более она уже серьезно учится на дизайнера. А вот сын, несмотря на свои 13 лет, чистый технарь: логика, математика, поиск решений — это его сильная сторона. Но, до поры до времени, спортивное «Что? Где? Когда?» для него ограничивалось тем, что папа раз в две недели куда-то уходит и иногда возвращается с медалькой или кубком. Ни сути игры, ни тонкостей он не знал, однако, высказал желание этим заниматься. Но, естественно, участвовать вместе со мной в играх, при его уровне, это только наносить моральную травму и посеять ощущение никчёмности. Значит надо ему создать окружение его уровня, в котором он будет чувствовать себя комфортно. И лучше всего, конечно, подойдут его друзья и одноклассники.

В-третьих. В целом, в повседневной жизни мы довольно ограниченны в способе делать полезные и добрые дела. Можно кому-то помочь деньгами, но денег всегда мало, да и не понятно, пойдут ли они на пользу. А мне, домоседу-программисту-анимешнику-социофобу, вообще непросто сделать что-то хорошее для улучшения вселенной. А делать добро надо, хотя бы помаленьку, иначе неизбежно распространение мирового болота равнодушия и безразличия. Потому я заставил свою задницу выйти из дома. Сделать несколько детей хоть чуточку умнее, пристрастить их интеллектуальному развитию и, таким образом, отвратить от иных негативных путей, мне кажется это довольно хорошее дело. Тем более я сам буду получать от этого удовольствие ( ну по крайней мере я так думал).

Подготовка.

Всё, что я имел на начало претворения своего замысла в жизнь — это свой собственный опыт участия в спортивном «Что? Где? Когда?» и бесценный опыт проведения межшкольных турниров клубом интеллектуальных игр Ника. Однако, что требуется со стороны школы, я совершенно не знал. В моем представлении, достаточно было школьников и помещения, где я мог бы рассказать азы ЧГК и проводить тренировки.

В начале октября я смело отправился в школу, где учится мой сын, благо она совсем рядом с домом. Сначала я хотел пообщаться с каким-нибудь завучем, предложить свои услуги, обсудить в принципе возможность создания такого кружка в школе. Но, так как это было преддверие дня учителя, в этот момент все завучи собрались у директора и я попал на их небольшое застолье. Я рассказал, что вот такой вот я, папа их ученика, и что хочу. Ко мне отнеслись очень внимательно, выслушали мое предложение и были очень рады. Я коротко обрисовал план, что надо, как будем развиваться и какие преимущества это принесет школе. Особо упирал, что по результатам турнира часто дают грамоты и типо это круто для школы будет. Я боялся, что своими безумными инициативами, усложню их итак нелегкую жизнь, но на самом деле они похвалили мою инициативность и поддержали мое начинание, потому что само существование кружка интеллектуальных игр большой плюс для школы. Однако, мои планы охватить максимальное число учащихся разных классов натолкнулись на суровую действительность, озвученную директором и учителями: 10-11 классы вообще не активные и нигде участвовать не хотят. Опыт других кружков и секций также говорит о малом желании школьников заниматься чем-либо во внеклассное время. Всё же решили попробовать на базе 7-8 классов организовать кружок интеллектуальных игр и далее уже смотреть как получится. Я оставил свои контакты директору и обязался в скором времени заместителю директора по внеклассной работе представить программу работы кружка.

Воодушевленный, я за пару дней составил план занятий кружка интеллектуальных игр и методические материалы к занятиям. Алгоритм занятий у меня примерно в голове уже был, но, изложенный на бумаге, он придал моим мыслям четкость и стройность, а материалы являются инструментом проведения занятий. Ознакомится с планом занятий можно, скачав его по ссылке, а тут материалы к первому и второму занятиям. В дальнейшем всё это мне очень пригодилось, непосредственно на первых тренировках со школьниками. Но, оказалось все не так просто, как хочется.

Распечатав все эти бумаги, я представил их Елене Станиславовне, с которой должен был контактировать по этому вопросу, и выяснилось, что все мои труды не особо нужны. А нужна некая Рабочая программа дополнительного образования. Я мало знаком с тонкостями образовательного процесса, и не мог представить даже, что необходим какой-то специальный документ для работы кружка. Я посмотрел имеющиеся в школе рабочие программы, понял что надо и договорился что сделаю подобное, кроме титульного листа, который хитро оформляется и его сделает Елена Станиславовна.

Дома я начал знакомиться с предметом разработки и основательно припух на пару недель. Образцы рабочей программы дополнительного образования нетрудно найти в сети, также нетрудно найти даже приказ министерства образования, устанавливающий форму и содержание этой программы. Проблема в том, что все изученные мною программы отличались друг от друга, никакого четкого порядка не прослеживалось и вычленить алгоритм составления не получалось. Одни и те же разделы в разных программах находились в разных местах и часто имели разное по смыслу содержание. Где-то имелась нумерация разделов и подразделов, где-то нет. Учебно-тематический план везде имел свой собственный набор колонок. Мало того, ни одна из этих программ не соответствовала приказу министерства образования. При этом, это существующие, утвержденные школами документы. Возможно, несоответствие приказу объясняется тем, что сам он несколько мутный и не очень понятный, написанный канцелярским языком, без сути и без примеров. Тут надо понимать — рабочая программа дополнительного образования является строгим, официальным и абсолютно нерабочим документом, нужным только для бюрократической галочки, его содержание никак не влияет на работу кружка, разве что учебно-тематический план можно использовать, и то, реалии обязательно внесут в него свои коррективы. Тем не менее я хотел сделать правильный документ, чтобы школе не было стыдно, представляя его кому-нибудь. Я ответственно все изучил, и, основываясь на скаченных похожих рабочих программах, долго компилировал, копировал и дописывал все разделы под свой собственный вариант, чтобы он отвечал требованиям моего кружка. Вот моя рабочая программа дополнительного образования кружка интеллектуальных игр, я постарался избежать лишнего, но учесть необходимое, программа на 34 часа, то есть 1 занятие в неделю. Передал программу для изучения в школу и стал ждать решения по дальнейшим действиям.

Релиз.

Я ждал больше месяца. Конечно, это время включало и осенние каникулы, но я думал, уж после каникул точно всё завертится, мне позвонят и сообщат что и как будет, но телефон молчал. Самому обратиться тоже было не очень удобно, думаю и без моих безумных затей в школе полно проблем и дел. Однако, всё повернулось совершенно неожиданным образом. На родительском собрании в начале декабря я пообщался с родителями нашего класса про своё начинание, они меня поддержали и сказали, что их детям это нужно. Также неоценимую поддержку оказала классная руководительница, Татьяна Терентьевна, строгая, но справедливая учительница алгебры и геометрии, у которой просто так не забалуешь, и не будешь отлынивать как в учебе, так и во внеклассной жизни. Она мне предложила прийти на классный час, рассказать о кружке и провести первое занятие.

В назначенный день я пришел с папочкой методических материалов и вопросов. Я предполагал провести занятие только с теми, кому это интересно, но Татьяна Терентьевна волевым решением посадила весь класс учиться суровому делу «Что? Где? Когда?». Занятие получилось несколько сумбурным и шумным, не все поначалу были увлечены и хотели побыстрее смыться домой, однако, под конец три команды ожесточенно боролись друг с другом на простых вопросах, которые я подготовил специально, учитывая их уровень. Первая встреча показала, что у многих есть заинтересованность, потому решили определиться когда будет удобно и уже провести настоящую тренировку.

Тут наступили новогодние каникулы, а сразу после них, решив заняться только учениками нашего класса, я уже пошел к классной руководительнице уточнять когда и где удобно проводить занятия. Дело в том, что для занятий нужны школьники и место, если со школьниками все понятно, то с местом могут быть трудности, это же не просто вот так взять и выделить класс под мои нужды, за помещениями закреплены учителя, которые отвечают за них, а тут пришел я, такой инициативный. Но все решилось лучшим образом, по средам в школе проводится совещание учителей после шестого урока, и, соответственно, на время совещания помещение нашего класса пустует, в то же время Татьяна Терентьевна все равно в школе, и после совещания может проконтролировать что да как, а мы в свою очередь не отвлекаем её от собственных дел.

И вот в среду мы начали уже полноценную тренировку по спортивному «Что? Где? Когда?» На моё удивление, на тренировку добровольно пришло 15 человек, это из класса в 26 учащихся. Я рассказывал о видах вопросов, тут же разыгрывая их между всеми сразу и объясняя как их брать. И тут выявились ряд проблем.

  1. Я совершенно не имею никакого педагогического образования и педагогических навыков. Конечно, когда-то давно я проходил курс педагогики в военном училище, но учили меня воспитывать солдат, а не школоту. А дети все разные, кто-то не может усидеть на месте, кто-то перевозбуждается и начинает неадекватно себя вести, кто-то вроде очень горит желанием искать ответы на вопросы, но в результате кричит и мешает всем остальным. Некоторые наоборот, не могут войти ритм совместного обсуждения, стесняются высказать свои мысли. Пришлось на ходу импровизировать, придумывать приемы, чтобы увлечь всех игрой, а не беспорядками, временами повышать голос для достижения усидчивости. Тут я понял, что мои первоначальные планы по тренировке сразу нескольких команд от разных классов малоосуществимы без палочной дисциплины и вариант со старта в одном классе наиболее приемлем.
  2. Далее выяснилось, что даже несмотря на то, что я подбирал самые простые вопросы, неподготовленным детям их брать было нереально. Конечно, может просто это я уже не могу объективно судить о сложности вопроса из-за опыта игр, но даже вопросы, берущиеся на первой секунде, вызывают затруднения. Просто задавать их и потом получать нелепые ответы — неправильный путь, это только укрепит осознание собственной бестолковости у детей. Потому, вместо минуты обсуждений, мы каждый вопрос решали совместно, до нахождения правильного ответа. Принуждая к рассуждениям школьников, я только слегка направлял их мысли, поощрял предложение множества версий, заставлял задуматься нам тем, что они предлагают, подталкивал к совместной работе и требовал логики в мыслительном процессе. Практически на все вопросы, путем таких обсуждений школьники самостоятельно могут докапаться до правильного ответа. Плюс делали упражнения на ассоциации, на быстроту мышления. Было видно, что ребята получают удовольствие от процесса, а мало того, имеют предрасположенность к интеллектуальным играм.
  3. К моему удивлению школьники показали довольно слабую эрудицию, не все, но многие. В некоторых вопросах отсутствие базовых знаний по истории, географии и другим темам ставило их в тупик. О многом, что не относится к базовому курсу школы, многие просто не знают, а то что проходят в школе, благополучно забывают. Я ярый противник вопросов на знание, прежде всего вопрос должен решаться логикой, и именно их я и подбирал для занятий, но оказался не готов к тому, что не все школьники знают значение слова «топоним». А когда выяснилось, что они в седьмом классе не знают кто такой Уинстон Черчилль, я был в шоке. Но это означает, что в данном направлении тоже надо работать.

На следующем занятии через неделю было уже 10 человек. Но, как я и предполагал, потихоньку малозаинтересованные должны отсеяться и остаться только самые фанаты ЧГК. Но и десять человек это довольно прилично. Причем девочек и мальчиков было поровну, то есть никакого гендерного различия. Решали уже более конкретно некоторые сложные вопросы, разбирали способы решения, изучали всякие отсылки в вопросах, ключевые слова. Это уже была рутинная работа тренировочного процесса, хотя еще и проходило ознакомление с самой сутью спортивного ЧГК. Мои подопечные оказались толковыми и рассудительными ребятами. Один парень поразил недюжинными энциклопедическими знаниями, приводит множество фактов, буквально ходячая википедия. Другие из фактов и версий раскручивают правильный ответ. Единственное, им не хватало опыта и сыгранности, но это приходит только на турнирах, а как раз на один из них мы и собирались.

Турниры.

Тренировка это хорошо и полезно, но только участие в настоящем полноценном турнире, с незнакомыми командами, с незнакомым ведущим, в непривычном месте может объяснить новичкам суть и дух спортивного «Что? Где? Когда?». Потому я хотел как можно быстрее окунуть своих юных знатоков в боевые условия. Ну и кроме того, азарт игры их или намертво привяжет или навсегда отвратит. Естественно, турнир должен быть среди школьных команд. И, как раз в начале февраля, планировался третий этап школьного турнира Кубок Вивальди. Как раз то что надо, участие бесплатное, школьные команды. Я предложил это ребятам и сходу шесть человек набралось, которые смогут участвовать. В команде я установил матриархат и капитаном назначил активную общительную девочку. Кстати, команда также состояла поровну из девочек и мальчиков, хотя я предполагал, что девочки проявят меньше заинтересованности вообще в интеллектуальных играх, а тут они не отставали от парней. Эту троицу девчонок я даже прозвал «компания Зонтик», не знаю почему.

Сам турнир, в принципе, был простым этапом кубка, который проводится на протяжении всего года. Рассчитан он в основном на 9-11 классы, потому организаторы сразу предупредили, что будет больно, но мне главное было, чтобы моя команда пощупала настоящее спортивное ЧГК. Всего было команд 8. Организовали всё четко и быстро, мне очень понравилось. 30 вопросов, два тура по 15 с небольшим перерывом, мы отыграли меньше чем за полтора часа. Относительно сложности: по словам организаторов — чемпионат России среди школьников проще, чем этот турнир. Я проверял через себя, отвечая сам себе, из 30 вопросов, я дал 9 правильных ответов. Максимальное количество ответов среди команд было таким же, еще несколько команд дали 5-6 верных ответов. Мои знатоки, впервые предоставленные сами себе, дали один правильный ответ. Как выяснилось, двое знали факт, заданный в этом вопросе. Тем не менее, мы немного все пообсуждали и выяснилось, что у ребят были на столе правильные версии и даже верные ответы. Иногда им чего то не хватало, чтобы докрутить до правильного ответа, иногда шли в неверном направлении, отметая верный вариант, кое-что совсем трудным было. Самое главное, они не расстроились, получили удовольствие, а самое основное, получили важный опыт, для следующих турниров, которые буквально пошли один за другим.

На меня вышла Елена Станиславовна, заместитель директора по внеучебной работе, мы с ней встретились и выяснилось следующее: рабочая программа, над которой я столько корпел, теперь особо и не нужна, но школа очень заинтересована в распространении ЧГК в своих стенах. В начале февраля проводится неделя науки и в рамках её было предложено провести турнир по спортивному Что? Где? Когда? между седьмыми и восьмыми классами, всего 4 команды. Я, конечно, считаю что ЧГК можно с трудом притянуть к науке, однако, возможность познакомить большего количества школьников с интеллектуальной игрой — это очень даже здорово. Мы обговорили формат, я взялся подготовить вопросы и прочее, а организационная часть осталась за школой. Ну и соответственно, мне и быть ведущим. Я долго подбирал самые простые вопросы из базы, учитывая, что три команды из четырех скорее всего вообще никогда не играли в ЧГК. Также состряпал довольно легкий музыкальный конкурс 25-й кадр, так как все-таки мы хотели сделать не просто турнир, а увлекательный праздник для ребят. Из-за этого же в пакете из 24 вопросов было 2 вопроса с раздаточным материалом и два вопроса с черным ящиком. Да и по итогам планировалось наградить все команды грамотами.

В назначенный день в актовом зале собрались команды классов и болеющие за них одноклассники. Два старшеклассника управлялись с ноутом и ответами и еще двое были ласточками. К сожалению, я поздно заметил, что у команд не было столов, и они сидели на сдвинутых рядах кресел, но время поджимало, так что проводили так. Ребята сильно увлеклись, всем было интересно. Болельщики даже размахивали маленькими плакатиками. Музыкальный конкурс прошел на ура, проводили его в перерыве между турами по 12 вопросов. Естественно, даже на казалось бы простые вопросы давали бредовые ответы, сказывался малый опыт игры. Между тем две команды набрали по 6 баллов, мои подопечные из 7а и команда 8а, но на перестрелке семиклассники уступили. Всё равно все команды получили по грамоте в разных номинациях, также сами команды выбирали из своих участников самого ценного игрока, которому также полагалась грамота. На удивление, в команде 7а самым ценным игроком был признан мой сын, что очень приятно, по его словам он активно участвовал в обсуждениях, давал очень много версий и выбирал правильные ответы, что ж, это команда так решила, хотя мне порой от его логики хочется фейспалмить. По окончанию все торжественно фотографировались. Учителя также остались в восторге, и решили как-нибудь повторить в будущем. Это понятно, мероприятие не требует особых затрат и подготовки, а во внеучебную деятельность школы вписывается жирный плюсик. Потом не стыдно на сайте школы написать, что ведётся активное интеллектуальное развитие детей и приложить фотки радостных школьников с грамотами.

Между тем мы уже начали готовиться к дальнейшим турнирам. В ближайшую субботу отправляемся на IV Всероссийский синхронный чемпионат по интеллектуальным играм среди школьников «Формула интеллекта», проводящийся при поддержке Росатома. Сам чемпионат для школьников 8-11 классов, но мне удалось договориться об участие моей команды 7-го класса вне зачёта. Главное сейчас для них это опыт участия в разных турнирах. Да и кроме того организаторы вроде пообещали какие-то сувениры всем участникам, так что, возможно, это будет ребятам первое материальное поощрение за их увлечение. А уже в марте ожидается четвертый этап Кубка Вивальди. Я специально на каждой тренировке подчеркиваю, что участие в турнирах чисто по желанию, только если самому интересно, но все проявляют рвение и стремятся попасть на игру. Даже вот на турнире Росатома из-за болезней часть ребят не сможет участвовать, но оставшиеся сами переформатировали команду и подключили новичков.

 

Итог.

В школе организован кружок интеллектуальных игр. Пока на базе одного класса, но возможно подключатся учащиеся других классов, однако, это сопряжено с некоторыми трудностями. Ребята учатся играть в спортивное «Что? Где? Когда?»  и уже показывают прогресс, самое главное — они заинтересованны в этом. Команда от кружка принимает участие в межшкольных турнирах. Получен опыт проведения школьного турнира. Администрация школы поддерживает работу кружка, даже официально не зарегистрированного. Дети становятся умнее.

 

Выводы.

  1. Организовать кружок интеллектуальных игр в отдельно взятой школе реально и осуществимо, но сопряжено с трудностями, о которых вы можете даже не подозревать.
  2. Если взялись делать такой кружок, то только вы и должны его тащить, тянуть и проталкивать, никто другой этим заниматься не будет, не то чтобы в школе всем плевать на это, но у них множество других забот.
  3. Вести кружок интеллектуальных игр тяжело, но очень интересно.
  4. Детям нравится спортивное «Что? Где? Когда?» и другие интеллектуальные игры. Не всем, я бы даже сказал меньшинству, но именно они самые увлеченные и интеллектуально развитые дети.
  5. Не стоит рассчитывать, что кто-то или что-то сделает детей умнее. Хотите чтобы они стали умнее — идите и делайте.

Если у кого-то имеются вопросы или требуются пояснения, то я готов с удовольствием пообщаться в комментариях.

Метки:
Рубрики: Интеллектуальные игры | Комментариев нет »

Предыдущие записи из этой рубрики:

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.