Авторизация

Конкурсы on-line

Подборки вопросов "Что? Где? Когда?":

Конкурс "25-й кадр", аудиоподборка № 3:

Конкурс "Киноснайпер":

Конкурс "25-й кадр", саундтрэки и кадры:

На знание творчества братьев Самойловых:

Конкурс "25-й кадр", аудиоподборка № 2:

Конкурс "25-й кадр", аудиоподборка № 1:

ВКонтакте

Реклама

Календарь


« Декабрь 2022 »
Mo Tu We Th Fr Sa Su
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Рубрики

Архив

Shogun 2: Total war

18.04.2011 от Mad Max

Наш обзор одной из лучших новинок этого года!

Серия Total war с самого своего основания была синонимом высокой сложности, детального историзма и батальной эстетики. Распоряжаясь армиями и провнциями на глобальной стратегической карте, игрок должен был сжать в кулак все свои качества правителя и дипломата, чтобы подготовить почву для действительно эпических сражений на суше и на море, где дорога каждая секунда, каждая песчинка в неумолимых песочных часах, отмеряющих время битвы. Подобное сочетание пошаговой стратегии и стратегии в реальном времени еще никому больше не удавалось воплотить и развить до современного уровня настолько качественно.

История серии.

Для тех, кто еще не сталкивался ни с одной игрой в этой стратегической серии, предлагаю небольшой экскурс в историю. Первая часть была разработана Creative Assembly в 2000 году и была посвящена эпохе Сэнгоку-Дзидай феодальной Японии — Shogun: Total war. Цель основной кампании довольно осязаема и предсказуема: возглавив один из семи кланов, любыми средствами добиться титула сёгуна — стать верховным военачальником и фактическим правителем страны. Но для достижения победы нужно быть не только хорошим полководцем, но и сметливым политиком. Для создания крепких военных союзов, ослабления врага на политической арене, ликвидации неугодных лиц, что, несомненно, укрепит власть будущего сёгуна, просто необходимо было в полной мере использовать возможности агентов, таких как ниндзя и гейши, на стратегической карте, а также идти на многочисленные компромиссы с главами других домов в окне дипломатии. Детально проработан был и исторический аспект: общая география, названия кланов, провинций, исторические события, первые контакты с европейцами — все соответствовало реалиям того времени.
Следующая игра серии — Medieval: Total war — переносила игроков в немытое европейское средневековье. Базовая механика была любовно перенесена из первой части, но существенным изменениям из-за сменившегося антуража подверглась система дипломатии. Как известно, средневековье — время кровопролитного столкновения различных религий, потому вероисповедание вашего государства напрямую влияло на ваши действия на политической арене. Например, католики, подкупив Его Святейшество, могли устроить крестовый поход против язычников или даже братьев-христиан. Также в качестве нововведения можно отметить необходимость постоянного наблюдения за родом своего монарха. Учитывая, что любого короля или наследника могли убить в бою или под покровом ночи или сжечь на костре, а отсутсвие правителя означало конец игры, игроку необходимо было плести целые сети из династических браков.
Rome: Total war, третья часть серии, стал одной из самых популярных стратегий за всю историю жанра. Великолепие античности, мощный и приятный взору по тем временам трехмерный графический движок, абсолютно разные фракции со своими тактиками ведения боя, перенятая у серии Civilization система дипломатии — все это неимоверно возвысило игру над другими представителями жанра. Уникальные войска каждой из многочисленных фракций, таких как римские правящие дома, испанцы, галлы, египтяне, до сих пор могут приятно удивить даже опытного стратега; благодаря им битвы в Rome: Total war и сейчас, в изобилии различных RTS, могут показаться очень разнообразными.
Следующим шагом в развитии серии стало возвращение в средневековье — Medieval II: Total war. Больших отличий от предыдущей части в этой исторической эпохе не было, разве что графика на улучшенном движке Rome и сейчас смотрится крайне неплохо, а ночные штурмы замков выглядят ничуть не хуже кадров из «Властелина колец». Каждый солдат в отряде теперь обладал собственной внешностью и анимацией во время боя и марша, что сделало битвы пугающе похожими на реальные. Однако, из-за сложной механики и просчета анимации в игре было замечено множество глюков, связанных в частности с кавалерийскими атаками, что не позволяло сразбегу насадить вражеских лучников на копья ваших рыцарей, но все это было исправлено в аддоне Kindoms.
Высшей точкой развития серии Total war как пошаговой стратегии стали, несомненно, последние проекты — Empire и Napoleon, вышедшие с промежутком в год. Разработчики устроили себе самый настоящий экзамен, перенеся действие в эпоху просвещения: в то время уже повсеместно использовалось огнестрельное оружие, а государства делили между собой не только земли, но и акватории; а стоит вспомнить, что до этого морских битв в реальном времени в серии Total war не было в принципе, а огнестрельное оружие было реализовано довольно посредственно. Несмотря на весь предшествовавший релизу скепсис, Creative Assembly все таки справились со своей задаче и создали поистине глобальную игру, где кампания может затянуться на долгие месяцы. Широте Empire соответствует и ее глубина — к каждому роду войск приложено детальное описание и историческая справка, разбор способностей и характеристик юнитов, что позволяет заранее распланировать состав той или иной армии для вашего стиля ведения войны или для сложившейся ситуации; возможности для тактики также расширились путем введения десятков боевых построений и различных подтипов одних и тех же войск с уникальными способностями. Однако, многих фанатов такие масштабы и глубины только отвернули от себя, и споры о том, хороши ли Empire и Napoleon, не утихают и после выхода последнего на данный момент проекта.
Несмотря на то, что самой популярной игрой в серии считается Rome: Total war, что поклонники ждали сиквела именно этой части, разработчики все же решили вернуться к самым глубоким своим корням, обрезав все сухие развесистые ветви серии Total war, и выпустили сиквел своего дебюта — Shogun 2, о котором мы и поговорим максимально подробно.

Сэнгоку-Дзидай.

На черной ветке
Ворон расположился.
Осенний вечер.

Shogun 2 переносит нас в нелегкие и кровавые времена эпохи воюющих провинций — в Японию 16 века. Пожалуй, этот период лучше всего характеризуется названием рассматриваемой игровой серии — это действительно была тотальная и всеобъемлющая гражданская война на всех фронтах.
Началось все это с ослабления центральной власти и возвышения местных феодалов и глав провинций — даймё — в 15 веке. Тогдашний сёгун Асикага Ёсимаса прекрасно разбирался в искусстве и поэзии, но был никудышным правителем, что не могло не привести к активной борьбе его родственников за установление нового сёгуната. Изначально война между кланами была ограничена стенами Киото, треть которого была просто стерта с лица земли в ходе постоянных стычек двух огромных армий, существовавших за счет поставок продвольствия из дальних провинций, но вскоре из-за тотального безвластия на остальной территории Японии начались восстания и крестьянские бунты. Это нелегкое для страны время, покрывшее ее землю кровью и трупами, называется в учебниках истории Смутой годов Онин, и именно оно непосредственно привело нас к ситуации периода Сэнгоку.
Мы не будем вдаваться в исторические подробности эпохи воюющих провинций, потому как разобраться в хитросплетениях военных союзов различных домов и кланов и многочисленных военных переворотах крайне сложно. Заметим лишь, что масштабные военные конфликты и мелкие стычки конкурирующих домов в отдаленных провинциях сменяли друг друга, не давая никому забыть о гражданской войне даже на минуту.

Начало правления.

Хижина моя
Так тесна, что лунный свет
Все в ней озарит.

Как и в Shogun: Total war цель игрока как даймё одного из наиболее крупных феодальных кланов — сделать его самым влиятельным и установить собственный сёгунат, свергнув правящий дом Асикага. Для прохождения сюжетной кампании на выбор предложены девять уникальных кланов, каждый со своими уникальными особенностями: Тёсокабэ — великолепные лучники и землевладельцы, получающие более высокие налоги с ферм, Симадзу — благородные воины, беззаветно преданные своему даймё, Дотэ — самые сильные мечники Японии, специализирующиеся на двуручных мечах нодати, Ходзё — одаренные архитекторы, славящиеся своими неприступными замками и мощными осадными орудиями, Мори — клан мореходов, Ода — армия которых держится на простом и дешевом ополчении, Такеда — лучшие кавалеристы, Токугава — мастера плетения интриг, диверсий и заказных убийств и, наконец, Уэсуги — истинный оплот буддизма, знаменитый своими боевыми монахами. Какую бы сторону вы не выбрали, вы точно будете удивлены своему крайне шаткому и непростому положению на старте. Изначально каждый дом владеет одной-двумя провинциями и двумя-тремя противниками, которые, не мешкая, попытаются разорвать флаг с гербом вашего клана на клочки с первого же хода. Имея в распоряжении всего одну небольшую армию из пары отрядов яри-асигару (ополченцев с копьями) и асигару с луками с первого же хода необходимо блистательно разгромить точно такое же войско мятежников или заклятых врагов, стараясь потерять как можно меньше солдат, потому как в начале игры нет никакой возможности быстро восполнить потери, нанимая по одному отряду за сезон. Конечно, немного развившись и расширив границы своих владений, вы сможете нанимать сразу по нескольку отрядов за ход в замках и твердынях.
Прежде всего на первых ходах следует уничтожить хотя бы один угрожающий вам клан и возвести пару приоритетных построек в столице вашего дома. Полезнее всего возвести конюшни для укрепления рядов своей армии кавалерией для уничтожения вражеских лучников и начать развитие порта для того, чтобы в будущем вам было на что покупать эту самую кавалерию. Кроме того, ранняя постройка торгового порта откроет вам путь к торговым факториям, которые будут приносить в казну клана значительную прибыль.

Первая кровь.

Леса полоса
На склоне горы, словно
Пояс для меча.

Как бы то ни было, ваше правление несомненно начнется с первого сражения на вашей территории, потому перейдем к обсуждению тактической составляющей. Любое сражение начинается с пламенной вдохновляющей речи полководца (если таковой имеется в армии), достойной любой книги афоризмов. «Возможно, их дом когда-нибудь станет великим и влиятельным, но они этого не узнают, потому что мы их убьем!» — вещает со своего коня закованный в сверкающую броню благородный самурай, и солдаты всем своим видом и боевым кличем показывают свою готовность убивать и калечить; самое время расставлять войска. Боевое построение играет очень важную роль, ведь особенности ландшафта во многом определяют исход битвы: лучники, закрепившиеся на холме, смогут уничтожить большую часть вражеской пехоты, прежде чем вражеские клинки окажутся на опасно близком расстоянии, а внезапная атака кавалерии из густого леса гарантированно разрубит стройные ряды самураев противника. Но не забывайте, что особенностями местности активно и умело будет пользоваться и ваш противник, всегда адекватно оценивая ваши действия и следуя японской мудрости: «Выигрывает тот, кто ждет первого шага врага». Искуственный интеллект действительно показывает на поле боя чудеса сообразительности: легкой кавалерией выманивает копещиков под стрелы прячущейся в лесу армии, заходит всадниками в тыл, внезапно атакуя в середине боя ваши запасные отряды, использует тактику ложных отступлений, разламывая строй вашей пехоты, — словом, портит жизнь и нервы игрока всеми доступными изысками военной мысли.
Как и в любой войне, численное превосходство до сих пор может обеспечить вам победу, так что опытный стратег и хозяйственник может выиграть только за счет стабильной экономики и содержания огромных армий. Однако, важно помнить, что победа — победа вдвойней, если победители возвращаются без потерь, а враг даже ценой всех своих солдат в безнадежном бою постарается уничтожить как можно больше ваших солдат. Так что детально разработанная тактика никогда не помешает даже глобально мыслящему правителю, чтобы сэкономить средства на найме войск, развить навыки уже существующих и просто любоваться памятниками на местах своих великих побед на стратегической карте.
Немаловажным нововведением в Shogun 2 стали ролевые элементы. Выигрывая сражения, ваши полководцы будут набирать опыт и получать новые уровни развития, равно как и различные агенты при выполнении своих заданий. С каждым новым уровнем персонажа вы получите возможность улучшить различные его характеристики путем изучения бусидо, либо найма попутчиков, которые также дают бонусы к характеристикам. В итоге, и генерала можно сделать мастера засад, великого стратега, со скоростью ветра ведущего свою армию по стратегической карте, или просто прославленного воина с высоким боевым духом, высокими показателями защиты и атаки. А если вы все же рискнете отправить в бой самого даймё, то ему при получении уровней будут доступны специальные попутчики, увеличивающие его авторитет в глазах правителей других кланов.

Деньги, деньги и еще раз деньги.

Обмолот риса.
В этом доме не знают
Голодной зимы.

Как известно, для успешной войны нужны всего три вещи, которые и вынесены в заголовок этой части обзора. А постоянный приход этого топлива войны могут обеспечить лишь развитая торговая сеть и своевременный сбор налогов. С налогами все просто: чем больше население ваших провинций, чем выше довольство вашего клана и чем выше налоговая ставка, тем больше денег появляется в вашей казне по истечении сезона. Но нужно понимать, что высокие налоги увеличивают недовольство крестьян и тормозят экономическое развитие всех провинций, как и приток населения. Разумнее всего в этой ситуации оставить стандартный размер дани и начать активно развивать внешнюю торговлю; кроме того, это откроет вашему клану доступ к важным ресурсам, таким как железо или боевые кони, которыми обладают ваши торговые партнеры.
Отдельно стоит поговорить о торговле с иноземцами — с европейскими варварами. В краткосрочной перспективе от таких торговых отношений видны только плюсы: доступ к огнестрельному оружию в первые годы вашего правления и дополнительный доход от внешней торговли кажутся очень лакомыми кусками от пирога благ далекой Европы. Однако, если вы решите построить иноземный торговый порт, то будьте готовы к резкому распространению христианства, что несомненно приведет к религиозным восстаниям в ваших провинциях и вынужденному принятию христианства всем кланом, что сильно сильно ослабит авторитет вашего даймё и ухудшит дипломатические отношения с домами, исповедующими традиционный буддизм.
Особняком среди потенциальных источников дохода стоят торговые фактории. Фактории представляют собой гавани на небольших островах, через которые ведется торговля с ближайшими соседними странами. Доход от них напрямую зависит от количества торговых кораблей, которые вы отправите на обслуживание этих торрговых путей, но помните, что эти суда совершенно беззащитны против военных кораблей, так что вам придется потратить немало денег на военный флот. Лучше всего серьезно задуматься о внешней торговле, только когда захватите Киото и получите в свое распоряжение мощнейшие военные корабли и достаточные средства на содержание большого флота.

Соленая кровь в соленой воде.

Взмах весла, ветер
И брызги холодных волн.
Слезы на щеках.

Раз уж мы заговорили о море и флоте, то пора бы и упомянуть о морских сражениях. Флот Японии тех времен был по большей части прибрежным, а представления о битвах на воде — несколько своеобразным, как и вся японская культура. Боевые корабли были больше похожи на весельные деревянные крепости с отрядами лучников на верхних палубах и целыми армиями готовых к штурму самураев — на нижних, потому тактика морского боя была довольно проста: взять как можно больше вражеских кораблей на абордаж, а остальные — сжечь. Разработчики Shogun 2 не стали спорить с историческими реалиями и сделали абордаж одним из основных действий битв на воде.
Управлять флотилиями в игре довольно непросто, нужно постоянно ориентироваться на направление изменчивого ветра и маневры вражеских судов, чтобы успеть до главного столкновения уничтожить большую часть воинов на кораблях противника. Первая часть сражения напоминает размеренный вальс: неповоротливые деревянные крепости описывают круги вокруг друг друга, осыпая палубы сотнями стрел, постепенно сближаются, и, наконец, солдаты притягивают вражеский корабль вплотную к своему борту — начинается кровавый штурм.
Научившись грамотно управлять своим флотом, вы обеспечите себе постоянный доступ к факториям и их постоянную защиту, а также сможете дерзнуть захватить знаменитый Черный корабль португальских торговцев и поживиться богатой добычей.

Злые языки страшнее пистолета.

Воробей, не тронь
Душистый бутон цветка.
Шмель уснул внутри.

Поистине велик тот правитель, кто выигрывает битвы, не пролив и капли крови. Дипломатия — один из важнейших аспектов стратегической составляющей Shogun 2, потому как без надежных военных союзов, торговых партнеров и прав прохода по территориям других кланов ваш клан не выживет. Дипломатические отношения с другими кланами с каждым ходом ухудшаются без торговых договоренностей, денежных подарков и заключения династических браков, поэтому, забыв о политике, вы обеспечите себя войной на множество фронтов и полную нищету без возможности развития даже собственной армии.
Искусственный интеллект ведет себя хитро и агрессивно не только на поле боя, но и на политической арене. Например, потеряв в сражении с вами большую часть своих войск, даймё враждебного клана тут же предложит вам мир на любых условиях, лишь бы сохранить оставшиеся без защиты провинции. Но не только из-за подобной рационалности искусственного интеллекта игроку непросто будет искать свой курс в изменчивых течениях политики. Немаловажным фактором, определяющим ваши отношения с другими кланами, является честь вашего даймё, которая складывается из его успехов в военном деле, благородства и заботы о развитии национальной культуры. Если вы хотите, чтобы вашему дому доверяли, то вы не можете позволить себе вероломно разврывать военные союзы, нападать на торговых партнеров своих союзников и использовать угрозы, не имея для того достаточной военной мощи или оснований. Клан, возглавляемый бесчестным правителем, за короткие сроки наживет себе множество врагов, которые если не объявят вам войну, то будут требовать с вас дополнительные выплаты в качестве гарантии даже в заключении таких простых и взаимовыгодных торговых соглашений.
Конечно, далеко не все кланы, управляемые искуственным интеллектом, будут вести себя честно и благородно, потому никогда не надейтесь ни на старых друзей, ни, тем более, на своих вассалов, которые только и ждут, когда их сюзерен ослабеет, чтобы нанести сокрушительный удар по самым незащищенным вашим землям у границ с союзными домами.

Shogun 2 — очень глубокая игра, хоть на первый взгляд и может показаться, что она куда компактнее и проще, чем Empire или Medieval. Просто серия пошла по очень разумному пути, сочетающему в себе минимализм, сложность и глубину. Играть теперь приходится быстрее, четче, обдуманее, не расплываясь мыслью по пространствам огромных империй и путаясь в десятках городов и армий. Shogun 2 – это практически шахматы, где каждый ход решает исход кампании, каждый маневр — исход сражения, где каждая провинция, как каждая клетка на шахматной доске, является важной стратегической точкой, а каждый вид войск, словно фигура, необходим и неповторим в своем назначении. Эта игра, сочетающая в себе тактическую и пошаговую стратегии, интересные ролевые элементы, а также содержащую в себе множество энциклопедических знаний по истории и культуре Японии периода Сэнгоку, действительно является на данный момент одним из лучших представителей мира компьютерных игр вообще и заслуженно получила одобрение множества игроков по всему миру. Надеемся и верим, что следующая игра в серии Total war будет по крайней мере на уровне Shogun 2.

Метки:
Рубрики: Дайджест, Стратегические игры | 1 Комментарий »

Предыдущие записи из этой рубрики:

Один комментарий

  1. Atam пишет:

    Отличный обзор!

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.